Тест-драйвы

Военный «Гелик». Тестируем самый правильный G-класс в кузове W461

Под капотом не V8 и даже не V6, а скромная рядная «четверка». В салоне ни кожи ни рожи, ни кондиционера. Крыша матерчатая, а позади двухместной кабины — грузовая платформа. И все же это он — Geländewagen. Документы на имя Steyr Daimler Puch 230 GE сути не меняют. Перед нами — модификация W461, то есть — предназначенная в первую очередь для военных.

Самый воинственный и одновременно самый мирный «Гелик» в городе. Используемый как транспорт для игры в страйкбол, он привык к грохотам выстрелов и громким приказам: «В атаку! Пленных не брать!». Канистра с надписью Mercedes-Benz, фонарь и хромированная крышка бензобака — его аксессуары так и тянет утащить на сувениры. У него даже цвет неправильный. Темно-зеленый Geländewagen — невиданное дело! Но реакция окружающих положительная. Я улыбаюсь не выглянувшему наконец-то солнцу, а в ответ на лайки соседей по потоку. Это «Гелик», которого не боятся и который не презирают, наверное, впервые за всю историю модели в России. Больше всех радуются владельцы кроссоверов GLS, в то время как хозяева старых и новых G-class W463 воротят нос.

Кстати, если вы не очень хорошо разбираетесь в поколениях и модификациях Гелендвагена, прочитайте нашу статью об истории этой модели и тест-драйв нынешнего поколения легендарного вездехода.

Владельцы гражданских «Геликов» не признают «родственника»? Основания, конечно, есть. Кто сейчас помнит, что в гамме G-класса когда-то был эффектный кабриолет? У нас и обычная «трехдверка» — экзотика почище иных Ferrari. А тут пикап с матерчатым тентом, которым накрыты все, включая водителя. Скинул крышу, и ты внутри уникального внедорожного кабриолета. Нелепые мутанты вроде Range Rover Evoque Convertible умрут от зависти.

Собственно, это и не Mercedes. Одним из условий между партнерами по проекту Geländewagen было разделение рынка. В Австрии, Швейцарии, а также государствах тогдашнего «восточного блока», в том числе Польше, внедорожник продавали под маркой Puch с соответствующими шильдиками. В остальных странах это был Mercedes-Benz. А поскольку этот «Гелик» прибыл к нам из Швейцарии, то решетка радиатора с трехлучевой звездой — вранье и «колхоз», прилепленный предыдущим владельцем. Он такой не один. Большинство владельцев Puch (российские — точно) маскируют его под Mercedes.

Толку от такого рестайлинга — чуть. Беглого взгляда на салон достаточно, чтобы понять — от Мерседеса в привычном понимании тут нет ничего. Общие очертания знакомы по старым «Геликам», но бежево-черная цветовая гамма и качество материалов навевают воспоминания о первых вазовских «Самарах». Пластик тверд как камень. Руль с тонким ободом взят от Unimog. На подушке безопасности Mercedes-Benz, первый в Европе внедривший эйрбэги на своих авто, решил сэкономить. Зато в любом положении приборы как на ладони. Правда, сам инструментарий скуп — спидометр, температура «охлаждайки», индикатор режимов трансмиссии, уровень топлива да стандартные контрольные лампочки. Тахометр исключен за ненадобностью, как и все комфортные опции. Нет электрических стеклоподъемников, кондиционера, подлокотника. Нет даже часов, которые на гражданских версиях W460 немцы додумались разместить рядом с правым коленом водителя. В итоге пользоваться (кроме установленной бывшим владельцем «музыки») — нечем, и к эргономике претензий нет.

Сидеть за рулем даже удобнее, чем в W463. Минимальная отделка дверей делает салон чуточку, но просторнее. Кресла мягкие, но не аморфные, как в старом Grand Cherokee или Tahoe. Интереснее всего сзади, где на откидных скамейках могут разместиться до восьми человек. О комфорте речи нет, но трястись в открытом кузове, понимая, что ты сидишь не в ГАЗ-66, а в настоящем «Гелике» — того стоит.

Запускаю мотор, и по кузову внедорожника пробегает металлический звон. W461 напрочь лишен даже намека на шумовиброизоляцию. Под резиновыми ковриками — голый металл! Можно не бояться форсировать водные преграды. Даже если вода вдруг попадет в салон, не беда — намокать и гнить здесь просто нечему.

То, что расслабиться за рулем не получится, становится понятно с первых метров. Усилия на всех органах управления весьма велики, а обратной связи почти нет. Лишенный гидроусилителя руль на редкость неинформативен. У обеих педалей слишком длинный ход и замедленные отклики. Рожденный в 70-х внедорожник по-другому не может. Зато высокая посадка и тонкие стойки кузова обеспечивают великолепную обзорность во все стороны.

Лишенный крыши кузов играет на неровностях: рамному кабриолету на них плевать. Движется «Гелик» мягко, чинно, с достоинством. Дорожное разгильдяйство он преодолевает широким шагом, с неопасной раскачкой. Подвеска стоически выдерживает быструю езду даже по тому, что дорогой-то назвать язык не поворачивается. Мелочи просто игнорируются, а все остальное доходит до сидящих в салоне или кузове в сильно отфильтрованном виде. Тут G-класс в своей стихии, и не каждый Jeep с Land Rover ему брат.

Однако скорости выше городских ему явно противопоказаны. Стоит стрелке спидометра преодолеть отметку 80 км/ч, как машина начинает плавать по дороге словно масло по тарелке. Крены в поворотах возрастают настолько, что невольно начинаешь вздрагивать — не опрокинется ли внедорожник на следующем вираже?

Не успеет. Вибрации и рев мотора вынуждают остепениться гораздо раньше. Крейсерская скорость W461 ― не больше 60 км/ч. Рядная бензиновая «четверка» М102 объемом 2,3 литра развивает лишь 125 л.с. Тяги тоже негусто — 192 Нм. Притом, что оба показателя доступны в районе 4000–5000 об/мин, сюда бы отлично вписалась «механика». Не судьба. Проверенный временем 4-ступенчатый «автомат», доступный в качестве опции, работает размеренно и плавно, не позволяя крутить мотор до отсечки. Это благотворно сказалось на надежности двигателя, и теперь он дольше может работать в самых трудных условиях. Но о сколько-нибудь внятном ускорении можно сразу забыть.

W461 это и не нужно. Это узкоспециализированный профессиональный инструмент. В умелых руках — настоящий властелин бездорожья. Отличная геометрическая проходимость, не стесненная хлипкими бамперами, клиренс в 210 мм (правда, сейчас даже у гражданских версий — 266–270 мм), плюс подключаемый полный привод с демультипликатором и блокировкой заднего дифференциала — проверенный рецепт. Смещенная влево посадка теперь преимущество: высунувшись из окна, удобно контролировать ситуацию под колесами. Преодолевать подъемы и спуски крутизной под 45 градусов, перекатываться через поваленные деревья, ехать с боковым уклоном, практически лежа на двери — он все позволяет. Просто укажи ему направление, и он упрямо поползет вперед, напролом, как танк. Прямо по камням, пням и прочим препятствиям. С шумом, тряской, но без единого пробоя подвески.

Один из самых примитивных «Геликов» оказался на удивление талантливым. Он способен доставить вас туда, где заканчиваются дороги и, возможно, не ступала нога человека. Завезет в места, где единственным средством связи будет служить сигнальная ракета. Одновременно кабриолет, внедорожник и пикап, надежный помощник в быту и чумовой фан-кар. Скинул тент, включил печку и катайся даже поздней осенью (в салоне комфортно при -5 °C). Как он далек от гламурных дебрей, в которых погряз современный Mercedes G-класса!

Внешне даже обычный W461 — святая простота. В сравнении с ним старый W463 первых лет выпуска — королевская особа. Утилитарную версию отличают узкие стальные бамперы. Причем передний лишен противотуманных фар, они поставлялись только опционально. Оптика с рифленой поверхностью стекла примитивна на вид. О ксеноне, естественно, нет и речи. Оранжевые «поворотники» — привет, восьмидесятые. Задние фонари, похоже, взяты с какого-то военного грузовика. Как и узкие боковые зеркала, лишенные «поворотников». Решетка радиатора не блещет дизайном, зато это настоящий металл, в отличие от пластика на W463. Молдинги на дверях, крыльях и «очки» фар сделаны из резины. Дешево и практично.

Антон, владелец этого экземпляра, — фанат страйкбола с 14 лет. Его команда косплеит современную армию бундесвера. Неудивительно, что в итоге Антон решился купить главный аксессуар для любимой игры — списанный в запас длиннобазный Puch G. В 2014 году еще реально было привезти подобную технику из Европы, но в итоге нужный автомобиль подвернулся в Пскове. Отставной швейцарский W461 1991 года выпуска, использовавшийся единственным хозяином в России для охоты и рыбалки.

По технике внедорожник был в хорошем состоянии, о машине явно заботились. Но предыдущий владелец стремился облагородить отставного вояку. Puch получил эмблемы Mercedes, музыку и неуместную жесткую крышу. Поэтому основной задачей переделок было вернуть машине аскетичный армейский флер, в первую очередь, конечно, мягкий верх. Первая его итерация из обычного брезента была не слишком удачной. В итоге на заказ изготовили каркас по образу и подобию датской версии армейского «Гелика». Сам тент пошит из специальной кабриолетной ткани. Перед установкой нового мягкого верха внедорожник был разобран и полностью перекрашен. Ржавых мест было на удивление немного.

С обслуживанием Puch никаких проблем. Расходники взаимозаменяемы с W463 первого поколения. Пока хлопот не доставляет даже капризная система впрыска KE-jetronic, неисправности которой могут приводить к сложностям с запуском и неравномерной работе двигателя. Основные затраты только на ТО и покупку аксессуаров. Практичные чехлы с карманами, сшитые точно по форме сидений, взяты из каталога немецкой фирмы Delta Bags. Комплект оригинальных трехместных скамеек в дополнение к имеющимся одноместным стульям обошелся Антону в 400 евро.

 

Немцы из Mercedes еще с середины 60-х хотели дать ответ англичанам с их Defender. Проект, в дальнейшем названный Geländewagen, был запущен в 1972 году и создавался совместным немецко-австрийским предприятием, в котором концерну Daimler-Benz принадлежало 50%, а остальная часть — Steyr-Daimler-Puch (ныне Magna-Steyr). По сей день G-класс производят не на мерседесовских заводах, а на мощностях австрийского партнера.

Руководителем проекта стал Эрих Ледвинка, бывший работник Tatra и сын основателя этой чешской марки. Разработка могла быть прекращена уже в 1976 году, поскольку Mercedes проиграл тендер на поставку своих внедорожников бундесверу. Конкурс выиграл Volkswagen Iltis, а G-классом заинтересовался иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви. Он пожелал иметь военный внедорожник для специфических условий Ближнего Востока.

Для производства был построен новый завод в австрийском Граце, где в 1978 году начался выпуск внедорожника. Но основной заказчик к тому моменту из проекта выбыл. Спасли «Гелик» оборонные заказы из других стран — Аргентины, Норвегии. Со временем G-class стал непременным атрибутом почти всех европейских военных.

Первоначально G-class (кузов W460) предлагался в виде короткобазного кабриолета, длиннобазного универсала с тремя и пятью дверьми, а также фургона. Военные заказчики могли выбрать еще длиннобазные открытые версии. Для любого кузова можно было заказать кондиционер. Двигателей предлагалось всего четыре: два бензиновых и два дизельных. Самым мощным был 150-сильный 280G.

Изменения и улучшения G-класс начал получать почти сразу после дебюта. Военные сетовали на низкую мощность двигателей, а частные клиенты жаловались на слишком спартанский внутренний вид, нехватку АКПП, кондиционера, а также небольшую гамму расцветок кузова. W460 сначала пытался отвечать запросам рынка, но делать это становилось все труднее.

В итоге в 1990 году появился всеми любимый W463, а на смену W460 пришел военный W461. Он снова стал самим собой — чуждым комфорту и эстетике суровым аскетом со спартанским салоном. В 2001 году W461 был исключен из официальной гаммы Mercedes, оставшись доступным для больших правительственных заказов. Для гражданских его заменой стала версия Professional.

Технические характеристики Steyr Daimler Puch 230 GE/Mercedes-Benz W-461 (данные производителя)

Кузов
Тип Пикап
Количество мест/дверей 10/2
Двигатель
Тип Бензиновый
Расположение двигателя Спереди, продольно
Кол-во и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, куб. см 2299
Мощность, л.с. при об/мин 125/5000
Крутящий момент, Нм при об/мин  192/4000
Трансмиссия
Привод Подключаемый полный
Коробка передач 4-АКПП
Тормоза
Передние Дисковые
Задние Барабанные
Подвеска
Передняя Зависимая, пружинная (неразрезной мост)
Задняя Зависимая, пружинная (неразрезной мост)
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм 4405x1700x1920
Колесная база, мм 2850
Клиренс, мм 210
Снаряженная масса, кг 2190
Объем топливного бака, л 82
Грузоподъемность, кг 610
Шины 235/85 R16
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 147
Разгон до 100 км/ч, сек. Н. д.
Расход топлива, л/100 км
Комбинированный цикл 15,3
Выбросы СО2, г/км, эк. класс Н. д.

Фотобонус

Другие статьи из раздела «Военная техника»

50641

136
Тест-драйв КАМАЗ-6560 с ЗРПК «Панцирь-С». Главное — точность

70350

190
Тест-драйв парадного фаэтона ЗИЛ-115В. Здравия желаем, товарищ министр обороны!

95584

197
Тест-драйв танка Т-80У с газотурбинным двигателем. Тихий гигант

65778

178
Тест-драйв бронеавтомобиля «Тигр». Зона комфорта

113310

539
Тест-драйв танка Т-72Б3. Суровый биатлон

Источник: drom.ru

Related Articles

Back to top button
Close