1930-1939

Mercedes-Benz 770

1930—1943

Фото: mercedes-benz-publicarchive.com

Mercedes-Benz 770, также известный как Großer Mercedes (нем. «Большой Мерседес») — роскошный автомобиль, выпускавшийся немецкой автомобилестроительной компанией Mercedes-Benz двумя сериями с 1930 по 1943 год. Это, вероятно, самый известный автомобиль из архивных кадров о высокопоставленных нацистских чиновниках до и во время Второй мировой войны. Среди владельцев автомобиля были японский император Хирохито, папа римский, рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург, Адольф Гитлер, Герман Геринг, Вильгельм II в изгнании.

Первая серия с заводским индексом W07 производилась с 1930 по 1938 год. Автомобиль выпускался в нескольких модификациях кузова (лимузин, различные варианты кабриолетов и туринг), в том числе исключительно в виде шасси для последующей установки индивидуальных кузовов сторонними фирмами. Несмотря на консервативную конструкцию шасси, автомобиль пользовался повышенным интересом в политических кругах и в среде финансистов, в том числе благодаря бронированной версии.

Вторая серия была официально представлена перед началом войны в 1938 году и получила заводской индекс W150. Автомобиль решал проблему первого поколения благодаря модернизированной ходовой части с независимой подвеской и слегка улучшенными двигателями. Производство модели, выпускавшейся как и предшественник в различных модификациях кузова, длилось до 1943 года.

Первое поколение (W07; 1930–1938)

В конце 1920-х годов для компании Mercedes-Benz настало время установления нового ориентира в сегменте автомобилей премиум-класса. В первую очередь это было связано с устареванием модели Mercedes-Benz 630 и началом производства конкурентных Maybach 12 с двигателем V12 мощностью в 150 л.с. и Maybach Zeppelin, в связи с чем концерн Daimler-Benz имел опасность потерять свои позиции на рынке.

Mercedes-Benz 770 с внутренним индексом W07 появился в сентябре 1930 года как замена модели Mercedes-Benz 630. Разработка прототипа и конструкторские работы длились на протяжении двух лет. Производство было налажено в Штутгарт-Унтертюркхайме, Германия. Автомобиль был представлен в октябре 1930 года на автосалоне в Париже. Разработкой данной серии концерн Daimler-Benz планировал вернуться в сегмент дорогих автомобилей на международном уровне. Новые автомобили были предназначены в основном для высокопоставленных чиновников. Модельный ряд состоял всего из двух модификаций. Несмотря на завышенные ожидания, с технической точки зрения новый автомобиль не представлял собой большого шага вперёд в области новых технологий (в отличии от Mercedes-Benz 170, который вышел в 1931 году и оснащался передовым шасси с независимой подвеской). Тем не менее, удачный строгий дизайн и унифицированная ходовая часть сыграли свою роль.

Mercedes-Benz W07 оснащался рядным восьмицилиндровым двигателем рабочим объёмом 7655 см3 с двойным зажиганием. Этот силовой агрегат предлагался в двух модификациях: обычный атмосферный и с нагнетателем. Без наддува силовой агрегат выдавал мощность в 150 лошадиных сил (110 кВт) при 2800 об/мин. С наддувом типа Roots (нагнетатель с ротором противоположного направления вращения и перекрещивающимися лопатками) мощность поднималась до 200 л.с. (150 кВт) при 2800 об/мин, которые разгоняли автомобиль до 160 км/ч. Несмотря на свободу выбора, только 13 из 117 клиентов компании заказали версию без нагнетателя, сэкономив около 3000 рейхсмарок. Вариант в кузове пульман-лимузин обходился заказчикам в 41 000 рейхсмарок.

Немецкое автомобильное издание Motor und Sport так описало в своей заметке новую модель:

Большой Мерседес, безусловно, быстрый автомобиль. Со своим кузовом он достигает скорости в 150 км/ч. Во многих кругах подобная производительность рассматривается как скорость гоночного автомобиля

Автомобиль оснащался трёхскоростной коробкой переключения передач, которая предлагала водителю в сумме шесть передач. На модель установили жёсткую ось с Н-образным сечением спереди и жёсткую ось типа «банджо» сзади. Обе крепились к U-образной раме при помощи полуэллиптических рессор (также, как и на престижном Maybach Zeppelin). Флагманская версия серии оснащалась колёсами с деревянными (известный как артиллерийские колёса) или металлическими спицами, на которых устанавливались шины размерностью 7,00–20. Размеры автомобиля зависели от типа кузова, колёсная база составляла 3750 мм, а передняя колея совпадала с задней (1500 мм).

Несмотря на технически консервативный дизайн, «Большой Мерседес» быстро завоевал популярность и признание во многих странах мира. Так, например, императорская семья Японии заказала 6 экземпляров серии в период с 1932 по 1935 годы. Новая флагманская модель от Mercedes-Benz также пользовалась растущей популярностью среди богатых промышленников и финансистов, в связи с чем транспортные средства часто изготавливались индивидуально на заказ. Завод в Зиндельфингене производил классическое шасси, на которое позже можно было установить любой кузов. В сентябре 1932 года серия выпускалась в кузовах кабриолет версий B, C, D и F, а также в варианте семиместного туринга. В соответствии с прайс-листом они были доступны только в версии с нагнетателем. С февраля 1936 года компания решила выпускать пульман-лимузин и унифицированное шасси также только с двигателем, оснащённым нагнетателем.

Typ 770, Cabriolet B Фото: mercedes-benz-publicarchive.com

В списке компаний, которые занимались разработкой кузовов для шасси W07 на заказ, значатся следующие фирмы:

  • Auer, Штутгарт-Бад-Канштатт;
  • Erdmann & Rossi, Халензе;
  • Josef Neuss, Халензе;
  • Papler, Кёльн;
  • Reutter, Штутгарт;
  • Voll & Ruhrbeck, Шарлоттенбург.

За время производства дизайн предлагавшихся кузовов успел модернизироваться от квадратных консервативных форм до более округлых и гладких линий. Визуальной особенностью автомобиля являлся клиновидный заострённый радиатор, выделявший транспортное средство среди других моделей. Ещё одной отличительной особенностью «Большого Мерседеса» стал тот факт, что автомобиль был одним из первых транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, который выпускали на заводе-изготовителе в бронированной версии. Одним из таких экземпляров стал автомобиль императора Японии Хирохито, который в 1971 году был передан компании Mercedes-Benz для выставки в музее (где он расположился рядом с кабриолетом F-версии, принадлежавшей императору Германии Вильгельму II вплоть до его смерти). Боковое и заднее стекло, а также стеклянная перегородка в автомобиле императора сделаны до четырёх слоёв стекла толщиной до 22 мм. Крыша и двери укреплены стальными листами. Доставка заказчику осуществилась в январе 1935 года, хотя сам прототип был представлен ещё в августе 1932 года.

Mercedes-Benz 770 W07 выпускался с 1930 по 1938 год. За этот период было произведено в общей сложности 119 автомобилей.

Второе поколение (W150; 1938–1943)

Разработка преемника W07 началось примерно в конце 1936 года и, как полагается, связана с двумя обстоятельствами: с одной стороны повышенный спрос представительных лиц и членов различных государств на более современный премиум-автомобиля, и с другой стороны осознание того факта, что существующая модель «Большого Мерседеса» с его консервативной подвеской более не отвечает требованиям, установленным концерном Daimler-Benz AG. Кроме того, компания рисковала своим имиджем производителя передовых шасси, который она завоевала выпуском 170 модели в 1931 году и выдачей международных лицензий на собственную разработку.

Mercedes-Benz 770 второго поколения (с внутренним индексом W150) появился в 1938 году и был представлен на Франкфуртском автосалоне. В отличие от своего предшественника W150 мог похвастаться большим количеством прогрессивных решений, достигнутых в области автомобильной техники. Разработкой автомобиля под руководством Макса Сайлера занимался главный конструктор компании Макс Вагенер (нем. Max Wagner), который перебрался в Унтертюркхайм из Benz & Cie. вместе с доктором Хансом Нибелем. Новое шасси автомобиля было сделано из трубы овального сечения, с независимой подвеской передней оси и подвеской типа «Де Дион» сзади. Двигатель сохранил свою конструкцию, но благодаря небольшим модификациям мощность его возросла. Ёмкость топливного бака автомобиля возросла со 120 до 195 литров.

Конструкция кузова подверглась модернизации, в результате чего автомобиль увеличился в размерах. Одновременно с этим увеличилась и его масса. Если W07, согласно брошюр того времени, весил около 2700 килограмм, то масса W150 колебалась в диапазоне от 3400 до 3600 кг. А особая бронированная версия и вовсе обладала колоссальной массой в 4400 кг для шестиместной версии и 4550 кг для ещё более усиленной четырёхместной модели. Окна такой безопасной модификации делали из 40-миллиметрового многослойного стекла, пол устилали 8,8-миллиметровыми пластинами, а остальную часть кузова, включая крышу, оснащали 3,3-миллиметровыми пластинами из специальной стали. В качестве компенсации за увеличения веса крылья были сделаны из лёгкого сплава. На колёсах устанавливались 20-секционные камеры в армированных шинах. Инициатором подобного подхода стал Фридрих Гейгер, который впоследствии стал руководителем конструкторского отдела концерна Daimler-Benz в 1950-е годы.

Mercedes-Benz 770 (W150) 1943 года

Официально компания представила модельный ряд, выпускающийся в кузовах пульман-лимузин, кабриолет D и F, а также открытый туринг. Для каждого из них было выпущено несколько специально бронированных единиц. 10 дополнительных бронированных четырёхдверных лимузинов были произведены для членов правительства в период с июня 1943 по июль 1944 года. Максимальная скорость бронированных автомобилей понизилась со 170 до 80 км/ч по причине выносливости шин.

Сборка всех моделей W150 осуществлялась на заводе в Зиндельфингене. Под руководством Германа Аренса кузова изготавливались в соответствии с конкретными пожеланиями отдельных клиентов. Многие из них имели подпись Фридриха Гейгера, который после войны стал первым человеком, возглавивший вновь созданный отдел дизайна.

Новый «Большой Мерседес» стал предметом повышенного интереса как среди властей, так и гражданских заказчиков. Тем не менее, из-за начала войны 1 сентября 1939 года только несколько транспортных средств были доставлены гражданским лицам, так как заказам со стороны властей было уделено первостепенное внимание. Кроме того, война также повлияла и на количество выпускаемых моделей, спад которых отметился в начале 1940-х годов. Громоздкая машина, как нельзя лучше соответствовавшая господствовавшему в нацистской Германии культу гигантизма и арийского превосходства, пришлась по душе фюреру Адольфу Гитлеру и практически сразу же после премьеры модели концерн получил заказ на производство особой партии для немецкого руководства (рейхсмаршала авиации Геринга, главы СС Генриха Гиммлера и самого Гитлера).

До конца производства (в 1943 году) было построено 88 автомобилей серии W150, половина из них выпущена в 1939 году. Самой большой популярностью пользовался открытый туринг (46 единиц), после него шёл лимузин (18 единиц). Последние три шасси были изготовлены на производственных мощностях Унтертюркхайма в июне 1943 года, однако наиболее поздние экземпляры были собраны и доставлены клиентам в марте 1944 года.

После войны Mercedes-Benz 770 был доставлен в распоряжении различных глав государств. Так, например, автомобиль попал в королевские автопарки Швеции и Норвегии. Он использовался во время визита Уинстона Черчилля норвежского короля Хокона в Осло в мае 1948 года, а также во время встречи королевы Елизаветы с принцем Филиппом в 1955 году.

 

Back to top button
Close